Конспект
урока
русского языка (обучение грамоте) в 1 классе
Дата проведения:
23.09.11
Тема урока: Строчная буква и. Заглавная буква И.
Учебная задача:создать условия для
- написания строчной и
заглавной буквы и по двигательным
элементам и в заданной последовательности, буквосочетаний и слов со строчной
буквой
-развития мелкой моторики руки
- формирования правильной
посадки при письме
- учить сравнивать печатную и
письменную буквы. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ
слов со звуком [и]. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по
опорным словам, содержащим изученные звуки. Запись с комментированием некоторых
слов. Заглавная буква в именах собственных.
- воспроизводить и применять
правила работы группе.
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Методы:иллюстративно-объяснительный.
Средства:тетрадь
по письму М.М.Безруких, М.И.Кузнецова, карточки, раздаточный материал.
Ход урока:
|
Этап
|
Содержание
|
Дидактическое обеспечение, использование ИКТ
|
1
|
Организационный момент (мотивация)
|
На уроке я сижу –
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.
|
|
2
|
Вступительное слово учителя.
|
Дети называют тему урока.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
– Три!
– А какая буква?
– И!
Е. Тарлапан
– Рассмотрите букву И,
и. На что похожа буква И?
– Сравните заглавную и
маленькую буквы между собой.
– Известный детский
писатель С. Я. Маршак сочинил стихотворение об этой букве.
Хорошо читающий
ученик читает стихотворение в учебнике. Остальные рассматривают иллюстрацию.
|
|
3
|
Изучение нового материала.
|
Сегодня мы познакомимся
с буквой И. Проведем звуковой анализ новых слов, поиграем в уже
полюбившуюся игру «Живые звуки» и научимся писать заглавную букву И.
|
Мультимедийная установка.
Компьютер.
DVD
Рассказ по теме.
|
4
|
Работа по учебнику. Звуковой анализ слов
«флаги», «гиря». Игра «Живые звуки».
|
– Рассмотрите картинки в учебнике.
У доски работает один ученик.
– Определите по схеме, сколько звуков в слове
«флаги».
– Прочитайте слово «флаги», соотнося проговаривание
с движением указки по схеме: «Раз, два, три, указка, звуки оживи!»
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был
слышен первый звук.
– Произнесите только первый звук. Дайте
характеристику звуку. Обозначьте его фишкой. Какого цвета должна быть фишка?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был
слышен второй звук.
– Произнесите только второй звук. Дайте
характеристику звуку. Обозначьте его фишкой. Какого цвета должна быть фишка?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был
слышен третий звук.
– Произнесите только третий звук. Дайте
характеристику звуку. Какой буквой обозначим звук?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был
слышен четвертый звук.
– Произнесите только четвертый звук. Дайте
характеристику звуку. Обозначьте его фишкой. Какого цвета должна быть фишка?
– Прочитайте слово «флаги» так, чтобы отчетливо был
слышен пятый звук.
– Произнесите только пятый звук, обозначьте его
фишкой красного цвета.
– Прочитайте слово. (Флаги.)
–Уберите первые четыре фишки. Какой звук остался?
Назовите. (Звук [и].)
– Дайте характеристику этого звука.
Вывод:
если в слове звук [и] находится сразу после мягкого согласного,
он обозначается буквой и.
– Замените красную фишку буквой и.
Аналогичная работа со
словом «гиря».
|
Азбука ( с.56-57)
|
5
|
Работа по таблице гласных букв.
|
– В русском языке 10
гласных букв. Посчитайте, сколько букв мы узнали. Назовите эти буквы по
таблице сверху вниз.
– Назовите гласные,
обозначающие твердость (мягкость) предыдущего согласного.
Чтение букв с
доски.
А – У – АУ И – Е – ИЕ У – Ю – УЮ
И – А – ИА Ы – Е – ЫЕ А – Я – АЯ
|
Таблица гласных
букв.
Лента букв.
|
6
|
Работа по карточкам(работа в парах)
|
(читают хорошо читающие дети).
Карточка
1.
– Подчеркните в словах
гласные буквы.
Ира Иван икра
пить кони игрок
зима Лиза иголки
игрушка
Карточка 2.
–
Придумайте слова с буквой и.
|
Карточки
|
7
|
Работа в тетради «Пропись 2».
|
Задание 1.
– Закрасьте в тетради
голубым карандашом части рисунка, в которые вписана буква и.
Задание 2.
– Выполните
звукобуквенный анализ слов, вписывая гласные буквы.
– Что общего у слов гиря,
лиса, вишня? (Количество гласных – 2, первый звук во всех словах –
мягкий согласный, второй звук – [и].
Последний звук во всех словах – гласный [а].)
|
Пропись 2
|
8
|
Физминутка
|
Гуси серые летели.
На полянку тихо сели.
Походили, поклевали,
Быстро, быстро побежали.
|
|
9
|
Работа с образцом буквы И.
|
– Рассмотрите образец
заглавной буквы И. Сравните печатную и письменную буквы.
Расскажите о направлении движения руки при написании буквы И.
(Буква И состоит из двух элементов. Заглавную букву И начинаем
писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем линию вверх вправо,
закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть
не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней
линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.
Затем начинаем писать
второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать
от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии
рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся
вверх вправо до середины рабочей строки.)
– Запишите букву в
воздухе под счет «и-раз, и-два, и».
Прописывание
второго элемента заглавной буквы И.
– Самостоятельно
обведите и допишите буквы на 1–5-й строчках.
– Прочитайте соединения
букв на следующих строчках. Каким шрифтом они написаны? Сравните их.
– Прочитайте и
подчеркните кличку ослика из мультфильма. Допишите строку.
|
Образцы заглавной
и строчной буквы Ии
|
10
|
Игра на внимание «Найди такую же тройку букв»
|
Внимание на экран!
|
Мультимедийная установка.
Компьютер.
DVD
Тренировочные упражнения
(3-4 уч-ся)
|
11
|
Итог урока.
|
– Какую букву мы научились писать? Расскажите о
ней.
|
|
12
|
Рефлексия
|
Используется метод
"Светофор”:
- если вам всё понятно, о чем мы говорили на
уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,
- если есть ещё над чем поработать, остановится
на немного, то в желтый цвет,
- если вам многое не понятно, то в красный цвет.
|
|
|