Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
города Алексеевки Белгородской области
Использование системы творческих заданий на уроках математики в начальных как средство развития творческого мышления учащихся начальной школы
Учитель начальных классов
Бурминова С.Н.
г. Алексеевка
2011
Содержание
|
|
I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта……………………………
|
3
|
Актуальность опыта……..……………………………………………………
Ведущая педагогическая идея опыта………………………………………
Длительность работы над опытом…………………………………………
Диапазон опыта………………………………………………………………
Теоретическая база опыта…………………………………………………
|
3
3
4
4
4
|
Новизна опыта………………………………………………………………………………………………...
|
6
|
II. Технология опыта
|
6
|
Определение цели и постановка задач,
способствующих достижению цели……………………………………………………..
Содержание образования, методы и приёмы,
формы организации работы……………………………………………………………………
Алгоритм осуществления педагогических действий………..
|
6
|
III. Результативность опыта
Библиографический список…………………………………………………………………….
Приложения
|
10
13
16
|
|
|
|
|
I. Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта
МОУ СОШ № 4 представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в дополнительной дозе педагогической поддержки. Контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями. Отсюда очевидна необходимость подготовки школьников к творческой деятельности, и, как следствие, повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Одна из задач учителя состоит в том, чтобы формировать восприятие ребенком образовательного процесса не только как внешней по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, развитие себя, своей индивидуальности.
С целью определения уровня творческого развития первоклассников в 2009 году была проведена его диагностика. Результаты диагностики показали, что только 3 человека (14%) находятся на высоком уровне и почти 40% учащихся — на низком, то есть их показатели творческого развития (любознательность, свобода выражения мнения, способность к
конструктивной критике и другие) требуют развития. Этим и объясняется выбор темы представляемого опыта.
Актуальность
Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование вычислительных навыков, использование инновационных форм, применяемых в обучении – одна из важных и сложных задач в курсе математики, решение которой осуществляется путём применения в процессе обучения различных заданий. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях альтернатив должно явиться базой для нового подхода к обучению.
Наблюдая за исследованиями по теме «Использование системы творческих заданий на уроках математики как средство развития творческого мышления учащихся начальной школы», мною выявлено следующее
противоречие:
между подходом к обучению как к усвоению определенной суммы знаний и требованием современной действительности к готовности школьников рассмотреть проблемную ситуацию с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения продиктовало выбор темы опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в том, что в современных условиях необходимо воспитывать человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Длительность работы над опытом.
Работа над данной проблемой охватывает период с 2009 года, когда мною был принят первый класс, по сентябрь 2011 года.
Диапазон опыта
оценивается как дидактическая система учителя, которая включает в себя комплекс взаимосвязанных между собой, специально организуемых приёмов, методов, форм работы и видов деятельности, направленных на повышение уровня творческого развития учащихся.
Теоретическая база опыта.
Для современной школы важной является проблема развития творческих способностей обучающихся на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для развития творческого мышления. Развивается воображение, воспитывается любознательность, способность к конструктивной критике; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Формируются потребности, лежащие в основе творчества.
В основу опыта легли идеи П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Р.С. Немова, Джозефа С. Рензули, Роберт К Хартман. Они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием нового для учащегося субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Творческое мышление, по мнению Р.С. Немова, - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
П.Я.Гальперин разработал развивающий метод педагогики, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска.
Л.С. Выготский писал, что использование речи как средства мышления связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Эти положения Л.С. Выготского были развиты Л.В. Занковым. В центре внимания при обучении - растущая и развивающаяся личность младшего школьника.
В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:
- отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного поведения;
- наличие позитивного образца творческого поведения;
- создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
- социальное подавление творческого поведения.
Обучение должно быть проблемным. Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Мною составлен адаптированный вариант диагностики творческого мышления на основе опросника составленного Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности.
Характеристики творческого мышления (по Дж. Рензулли и Р.Хартману):
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Новизна опыта
состоит в комбинировании творческих заданий за счет оптимального сочетания инновационных средств обучения Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению "открытие" ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
II. Технология опыта
Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он испытал удивление и любопытство, в миниатюре повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникающие потребности в преодолении трудностей, решении проблем.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому одна из важнейших задач в развитии творческого мышления школьников - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах решения, называть структурные элементы задачи, создавать и читать графическую интерпретацию задания. При всяком творческом процессе сначала в уме, создается план решения.
Обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем обучение, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний. Мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него значение.
Используемые средства: разнообразные наглядные пособия, мультимедийные источники (СД-диски, стедства сети интернет, слайдовые презентеции), занимательные задания (задачи-шутки, ребусы, считалки, скороговорки и т.д) (Приложение №1).
Мною подобраны также систематизированные упражнения и творческие задачи на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, синтез, сравнение, находить закономерности. (Приложение № 2).
Кроме того, предлагаю нетиповые, нестандартные задачи, имеющие несколько способов решения, которые развивают умственные способности (Приложение № 3).
Использование на уроках нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков всегда несет элементы игры, праздничности и даже юмора.
Я внимательно слежу за развитием интересов обучающихся, «подбрасываю» им посильные для понимания и разрешения проблемы. Таким образом постепенно формируется уверенность школьников, что, разрешая эти проблемы, они приобретают новые и полезные для себя знания. Свои уроки планирую таким образом, чтобы обучающиеся на них сумели почувствовать конкретную трудность, определить ее (выявить проблему), сформулировать гипотезу по ее преодолению, получить решение проблемы или ее части, проверить гипотезу с помощью наблюдения или эксперимента.
(Приложение № 5)
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому стараюсь строить свою работу на уроке так, чтобы ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес, использует межпредметную интеграцию.
В работе с детьми, испытывающими трудности в изучении математики, применяю также малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки), стараюсь эмоционально, с чувством их прочитать.
Исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т. д.) может служить загадка. Например, при знакомстве с числом и цифрой «3» можно использовать такую загадку:
Эта цифра просто чудо,
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец (три)
После того как найдена отгадка, дети вспоминают, о чем загадка, показывают числовую карточку, соответствующую числу «3», называют соседей числа в числовом ряду, объясняют, как получили число «3», сравнивают число с последующими и предыдущими числами, говорят, как можно получить число «3» из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе). Например:
3= 1+1+1
3= 2+1
3= 1+2
Для закрепления знаний о числах, величинах, геометрических фигурах предлагаются загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины (Е.В. Шаталова). Например:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня…. (Квадрат).
На понимании внутренней структуры загадки можно учить детей отгадывать их: понимать их содержание, доказывать правильность отгадки, а также учить составлять загадки самостоятельно, например:
Разноцветный мой дружок:
Очень кругленький …. (кружок).
Доказательство начинают с объяснения отгадки, которое потом подтверждают перечислением признаков предмета.
Иногда поступают по-другому: в начале доказательства рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка - логический итог этого рассуждения.
Еще один вид малых форм фольклора, который можно применять на уроках, - скороговорка (Приложение №1). Соревновательное начало всегда привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, развития памяти.
Например, при знакомстве детей с числом и цифрой «7» предлагает им автор такую скороговорку:
Семеро саней.
По семеро в сани
уселись сами!
После ее разучивания дети вспоминают, какое слово в тексте связано с числом «7», какая цифра соответствует числу.
Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее любимы детьми, конечно, считалки.
При использовании считалок развиваю в детях артистизм; предлагая разучивать больше стихотворений, способствует развитию памяти. Право вести пересчет, по детским неписаным законам, предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушившие это правило лишаются доверия игроков. Считалка, таким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества. Само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывается чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Таким образом, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, способствует физическому развитию детей, стремлению создавать что-то свое.
На уроке математики использую считалки с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
Например:
Один, два, три -
Ваня, не шути!
Один, два, три, четыре, пять -
Ваня, не шути опять!
Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь -
Ваня, не шути, мы просим!
Конечно, мир детства невозможно представить себе без сказки.
Задачи со сказочным или старинным сюжетом помогают связать приобретенные знания с окружающей действительностью. Они позволяют применять их при разрешении различных жизненных ситуаций. Своим практическим содержанием они способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними математических действий.
Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в формировании творческого мышления детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах (Приложение № 6).
Большое значение в формировании творческого мышления ребенка имеет воспитание произвольного внимания. Для этого постоянно необходимо включать в урок специальные упражнения и задания для устного счета, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
Для развития внимания можно использовать упражнения для устного счета с элементами игры (Приложение № 4,7).
Младшие школьники очень любят упражнения, в которых им предоставляется возможность поспорить, проявить наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.
Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только математической, но и жизненной), ребенок должен уметь анализировать ситуацию, проводить мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, что ведет к развитию творческого мышления.
В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию развитию данных мыслительных операций способствует умение решать задачи, в которых от обучающихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.
Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений растительности, предметов, животных, домов, транспорта и т.д. (Приложение № 8, 9).
Полезными при развитии умения проводить анализ и синтез являются упражнения в формулировании мысли другими словами, когда берется фраза (задача полностью, вопрос к задаче, указание к выполнению упражнения, определение объекта) и предлагается пересказать ее своими словами, не искажая первоначального смысла высказывания.
Формированию приемов сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.
Также развитию творческих способностей учащихся способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. При решении текстовых задач это:
1) задачи на предположение;
2) задачи на движение (встречное, в противоположном направлении, по кругу);
3) задачи на части;
4) геометрические задачи на разрезание;
5) задачи, решаемые «с конца».
Для формирования умения проводить аналогию использую задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.
Такие упражнения развивают воображение обучающихся, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном счете, способствуют повышению уровня развития творческого мышления.
Уделяю большое внимание также задачам на нахождение закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить логично, систематизировать рассматриваемые объекты по признакам или находить отличия. Решая задачи на нахождение закономерностей, школьники учатся анализировать, сопоставлять, обобщать. Развитию отдельных характеристик творческого мышления способствует решение занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку. Решение таких задач обучающиеся проводят уже не «методом проб и ошибок», а путем логического рассуждения, при этом задействуя воображение, память, способность к свободному выражению мнения. Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути и искать другой способ решения, который приведет к положительному результату.
|