Понедельник
13.05.2024
03:09
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Бурминова Светлана Николаевна
    Главная » Статьи » Мои статьи

    опыт

    Муниципальное общеобразовательное учрежде­ние

    средняя общеобразовательная школа № 4

    города Алексеевки Белгородской области

        

     

     

     

     

     

     

     

    Использование системы творческих заданий на уроках математики в начальных как  средство развития творческого мышления учащихся на­чальной школы

     

     

     

     

    Учитель начальных классов

     Бурминова С.Н.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Алексеевка

    2011

     

     

     

     

                       Содержание

     

    I. Информация об опыте

     

    Условия возникновения и становления опыта……………………………

    3

     

    Актуальность опыта……..……………………………………………………

     

    Ведущая педагогическая идея опыта………………………………………

     

    Длительность работы над опытом…………………………………………

     

    Диапазон опыта………………………………………………………………

     

    Теоретическая база опыта…………………………………………………

     

    3

     

    3

     

    4

     

    4

     

    4

    Новизна опыта………………………………………………………………………………………………...

     

    6

    II. Технология опыта

     

    6

    Определение цели и постановка задач,

    способствующих достижению цели……………………………………………………..

     

    Содержание образования, методы и приёмы,

    формы организации работы……………………………………………………………………

     

    Алгоритм осуществления педагогических действий………..

     

    6

     

     

     

     

     

    III. Результативность опыта

     

    Библиографический список…………………………………………………………………….

     

    Приложения

    10

     

    13

    16

     

     

     

     

     

                                          I. Информация об опыте.

    Условия возникновения и становления опыта

    МОУ СОШ № 4 представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в допол­нительной дозе педагогической поддержки.  Контингент учащихся  разноро­ден и представлен различными социальными слоями. Отсюда очевидна необ­ходимость подготовки школьников к творческой деятельности, и, как след­ствие, повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, твор­чески мыслящих людей.  

    Одна из задач учителя  состоит в том, чтобы формировать восприятие ребенком  образовательного процесса не только как внешней по от­ношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятель­ности, своей личной заботы, личной ответственности за сотворение, раз­витие себя, своей индивидуальности.

    С целью определения уровня творческого развития первоклассников в 2009 году была проведена его диагностика. Результаты диагностики показали, что только 3 человека (14%) находятся на высоком уровне и почти 40% учащих­ся — на низком, то есть их показатели творческого развития (любознатель­ность, свобода выражения мнения, способность к   

     конструктивной критике и другие) требуют развития. Этим и объясняется выбор темы представляемого опыта.

                       Актуальность

    Актуальность  данной темы объясняется тем, что формирование вы­числительных навыков, использование инновационных форм, применяемых в обучении – одна из важных и сложных задач в курсе математики, решение которой осуществляется путём применения в процессе обучения различных заданий. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ори­ентация на развитие личности, обучение принятию решений в условиях аль­тернатив должно явиться базой для нового подхода к обуче­нию.                                                                        

    Наблюдая за исследованиями по  теме «Использование системы твор­ческих заданий на уроках математики как  средство развития творческого мышления учащихся начальной школы», мною  выявлено следующее

                                 проти­воречие:

     между  подходом к обучению как к усвоению определенной суммы знаний и требованием  современной действительности к готовности школь­ников рассмотреть проблемную ситуацию с разных точек зрения, найти наи­более рациональный способ решения продиктовало выбор темы опыта. 

                      Ведущая педагогическая идея опыта

    заключается в том, что в совре­менных условиях необходимо  воспитывать человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

     Длительность работы над опытом.

     Работа над данной проблемой охватывает период с 2009 года, когда мною был принят первый класс, по сен­тябрь 2011 года.

    Диапазон  опыта

    оценивается как дидактическая система учителя, которая включает в себя комплекс взаимосвязанных между собой, специаль­но организуемых приёмов, методов, форм работы и видов деятель­ности, направленных на повышение уровня творческого развития учащихся.

                                 Теоретическая база опыта.

             Для современной школы важной является проблема развития творче­ских способностей обучающихся на всех этапах школьного обучения, но осо­бое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школь­ном возрасте.

             Именно в младшем школьном возрасте закладывается психологическая основа для развития творческого мышления. Развивается воображение, вос­питывается любознательность, способность к конструктивной критике; фор­мируются умения наблю­дать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.          Форми­руются потребности, лежащие в основе творчества.

             В основу опыта легли идеи   П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давы­дова, Р.С. Немова, Джозефа С. Рензули, Роберт К Хартман. Они углубили теорию развития мышления и научно обос­новали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

             Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или откры­тием  нового для учащегося субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.    Творческое мышление, по мнению Р.С. Немова, - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

             П.Я.Гальперин разработал развивающий метод педагогики, основан­ный на социальном взаимодействии. Идея социального научения заключает­ся в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и при­нимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать опреде­ленный подход к решению задач, к определению зоны поиска.

             Л.С. Выготский писал, что использование речи как средства мыш­ления связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успеш­но, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Эти положения Л.С. Выготско­го были развиты Л.В. Занковым. В центре внимания при обучении - растущая и развивающаяся личность младшего школьника.

             В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления:
    - отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие об­разца, регламентированного поведения;
    - наличие позитивного образца творческого поведения;
    - создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;
    - социальное подавление творческого поведения.

             Обучение должно быть проблемным. Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руко­водством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной дея­тельности, обучающихся  по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
            

    Мною составлен  адаптированный вариант диагностики творческого мышления на основе опросника составленного Джозефом С. Рензулли и Робертом К. Хартманом на основе обзора работ различных авторов в области изучения творческого мышления и творческих проявлений личности.

    Характеристики творческого мышления (по Дж. Рензулли и Р.Хартману):

    1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
    2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригиналь­ные ответы.
    3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
    4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
    5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); ма­нипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
    6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
    7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «ти­пично женских» интересов для мальчиков; девочки более независи­мы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
    8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
    9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется дета­лями; спокойно относится к творческому беспорядку.
    10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитет­ные мнения без их критической оценки.

                                 Новизна опыта

     состоит    в комбинировании творческих заданий  за счет оптимального сочетания инновационных средств обучения Отличитель­ный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продук­та деятельности. По своему объективному значению "открытие" ребенка мо­жет быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учи­теля, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже извест­но, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не ко­пируя известное.
     

                        II. Технология опыта

       Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он испытал удивление и любопытство, в миниатюре по­вторил путь человечества в познании, удовлетворил возник­ающие потребно­сти в преодолении трудностей, решении проблем.

     Развитие творческого мышления неотделимо  от формирования испол­нительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее уме­ния и навыки школьников, тем богаче их фантазия, реальнее их замысел, тем более сложные математические задания выполняют дети.

    Развитие мышления человека неотдели­мо от развития его языка. Поэтому одна из важнейших задач в развитии твор­ческого мышления школьников - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах решения, называть структурные элементы задачи, создавать и читать графическую интерпретацию задания. При всяком твор­ческом процес­се сначала в уме, создается план решения.

     Обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем  обучение, основанное на запоминании и накоплении простой суммы знаний. Мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него значение.

    Используемые средства: разнообразные наглядные пособия,  мультимедийные источники (СД-диски, стедства сети интернет, слайдовые презентеции), занимательные задания (за­дачи-шутки, ребусы, считалки, скороговорки и  т.д) (Приложение №1).

    Мною  подобраны также систематизированные упраж­нения и творческие задачи на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, синтез, сравнение, находить закономер­ности. (Приложение № 2).

    Кроме того, предлагаю  нетиповые, нестандартные задачи, имеющие несколько способов решения, которые  развивают умственные способности (Приложение № 3).

    Использование на уроках нестандартных приемов в формировании вы­числительных навыков всегда несет элементы игры, праздничности и даже юмора.

    Я внимательно слежу за развитием интересов обучаю­щихся, «подбрасываю» им посильные для понимания и разрешения пробле­мы. Таким образом постепенно формируется уверенность школьников, что, разрешая эти проблемы, они приобретают новые и по­лезные для себя знания. Свои уроки  планирую таким образом, чтобы обучающиеся на них сумели почувствовать конкретную труд­ность, определить ее (выявить проблему), сформулировать гипотезу по ее преодолению, получить решение проблемы или ее части, проверить гипотезу с помощью наблюдения или эксперимента.

    (Приложение № 5)

    Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому стараюсь строить свою работу на уроке так, чтобы ребенок переживал ра­дость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познава­тельный интерес, использует межпредметную интеграцию.

    В работе с детьми, испытывающими трудности в изучении математи­ки,  применяю также малые формы фольклора (загадки, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки), стараюсь эмоционально, с чув­ством их прочитать.

    Исходным материалом для знакомства с не­которыми математическими понятиями (цифра, число, отношение, величина и т. д.) может служить загадка. Например, при знакомстве с числом и цифрой  «3» можно использо­вать такую загадку:

    Эта цифра просто чудо,

    У нее родня повсюду.

    Даже в алфавите есть

    У нее сестра-близнец    (три)

    После того как найдена отгадка, дети  вспоминают, о чем загадка, показывают числовую карточку, соответствую­щую числу «3», называют соседей числа в числовом ряду, объясняют, как получили число «3», сравнивают число с последующими и предыду­щими числами, говорят, как можно получить число «3» из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе). Например:

              3= 1+1+1

              3= 2+1

                       3= 1+2

      Для закрепления знаний о числах, величинах, геомет­рических  фигурах  предлагаются загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины (Е.В. Шаталова). Например:

    Не овал я и не круг,

    Треугольнику я друг,

    Прямоугольнику я брат,

    Ведь зовут меня….  (Квадрат).

    На понимании внутренней структуры загадки можно учить де­тей отгадывать их: понимать их содержание, доказывать пра­вильность отгадки, а также учить  составлять загадки самостоятельно, например:

    Разноцветный мой дружок:

    Очень кругленький …. (кружок).

     Доказательство начинают с объяснения отгадки, которое потом под­тверждают перечислением признаков предмета.

    Иногда поступают по-другому: в начале дока­зательства рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а от­гадка - логический итог этого рассуждения.

      Еще один вид малых форм фольклора, который можно применять на уроках, - скороговорка (Приложение №1). Соревновательное  нача­ло всегда  привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции, разви­тия памяти.

     Например, при знакомстве детей с числом и цифрой  «7»  предлагает им автор такую скороговорку: 

                               Семеро саней.

                              По семеро  в сани

                              уселись сами!

              После ее разучивания дети вспоминают, какое слово в тексте связано с  числом «7», какая цифра соответствует  числу.

     Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее любимы детьми, конечно,  считалки.

     При использовании считалок   развиваю в детях артистизм; предлагая разучивать больше сти­хотворений, способствует развитию памяти.  Право вести пере­счет,  по детским неписаным законам, предоставляется не всем, а только тем, в ком уверены остальные, кто будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков; нарушившие это правило лишаются доверия игроков. Считалка, та­ким образом, способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества.  Само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской увлеченности игрой доставляет наслаждение, выра­батывается чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Таким образом, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, способствует физическому развитию детей, стремлению создавать что-то свое.

       На уроке математики  использую считалки с целью за­крепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

              Например:

                                   Один, два, три -

                           Ваня, не шути!

                           Один, два, три, четыре, пять -

                           Ваня, не шути опять!

                           Один, два, три, четыре, пять,

                           Шесть, семь, восемь -

                           Ваня, не шути, мы просим!

    Конечно, мир детства невозможно представить себе без сказки.

    Задачи со сказочным или старинным сюжетом помогают связать приобретенные знания с окружающей действительностью. Они позволяют применять их при разрешении различных жизненных ситуаций. Своим  практическим содержанием они способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними математических  действий.

    Таким образом, использование малых форм фольклора помогает   в формировании творческого мышления детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах (Приложение № 6).

    Большое значение в формировании творческого мышления ребенка имеет воспитание произволь­ного внимания. Для этого постоянно необходимо включать в урок специ­альные упражнения и задания для устного счета, нацеленные на формирова­ние внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отноше­ния к делу.

     Для развития  внимания можно использовать упражнения для устного счета с эле­ментами игры (Приложение № 4,7).

    Младшие школьники очень любят упражнения, в которых им предоставляется возможность поспорить, проявить наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы.

    Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только ма­тематической, но и  жизненной), ребенок должен уметь анализировать ситуацию, проводить мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, что ведет к развитию творческого мышления.

      В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию развитию данных мыслительных операций способ­ствует  умение решать задачи, в которых от обучающихся требуется прово­дить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, ука­зывать их различные свойства, а также ставить различные вопросы относи­тельно данного объекта. 

             Особое место занимают игры на составление плоскостных изобра­жений растительности, предметов, животных, домов, транспорта и т.д. (Приложение № 8, 9).

             Полезными при развитии умения проводить анализ и синтез яв­ляются упражнения в формулировании мысли другими словами, когда берет­ся фраза (задача полностью, вопрос к задаче, указание к выполнению упраж­нения, определение объекта) и предлагается пересказать ее своими словами, не искажая первоначального смысла высказывания.

    Формированию приемов сравнения способствуют задания, в кото­рых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. 

    Также развитию творческих способностей учащихся способствует аналогия, которая по­могает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении матема­тикой.  При решении текстовых задач это:

          1)  задачи на предположение;

          2) задачи на движение (встречное, в противоположном направле­нии, по кругу);

          3)  задачи на части;

          4)  геометрические задачи на разрезание;

                    5) задачи, решаемые «с конца».
                    Для формирования умения проводить аналогию   использую задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

            Такие упражнения развивают воображение обучающихся, активи­зируют мыслительную деятельность и, в конечном счете, способствуют повышению уровня  развития творческого мышления.

          Уделяю большое внимание также  задачам на  нахождение законо­мерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить логично, систематизировать рассматриваемые объекты по признакам или находить от­личия. Решая задачи на нахождение закономерностей, школьники  учатся анализировать, сопоставлять, обобщать. Развитию отдельных характеристик творческого мышления способствует решение занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку. Решение   таких задач обучающиеся  проводят уже не «методом проб и ошибок», а путем логического рассуждения, при этом задействуя воображение, память, способность к свободному выражению мнения.   Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути и искать другой способ решения, который приве­дет к положительному результату.

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Sc0rp1on=) (14.04.2014)
    Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: